Регулятор давления осевой с эластичным затвором РДО-1 предназначен для редуцирования и стабилизации давления газа на газораспределительных пунктах (ГРП) и других объектах регулирования и распределения газа. Выпускаются регуляторы РДО на рабочие давления 0,3; 0,6 и 1,2 МПа. Условное давление РN 1,6. Точность стабилизации, % — не менее 5. Температура окружающей среды, °С — от −30 до +50.
Внешний вид регулятора РДО-1
Технические характеристики
Ду, мм
Рабочее давление, МПа
Пропускная способность, м³/ч
Масса, кг
Вход Р1
Выход Р2
Р1=max
P2=min
P1 0,1 МПа
max
min
РДО-1-16/25
25
1,6
0,15
от 0,1 до 0,6
3000
296
—
8,5
РДО-1-16/50
50
1,6
0,15
10800
1050
—
9,7
РДО-1-16/100
100
1,6
0,15
40000
3720
—
20,5
РДО-1-16/150
150
1,6
0,15
85700
8100
—
38,3
РДО-1-16/200
200
1,6
0,15
135400
12700
—
61,5
Регулятор РДО-1 состоит из осевого клапана с эластичным затвором (манжетой), регулятора давления «после себя» (пилота) и распределителя (см. рисунок 1). Газ по трубопроводу (см. рисунок 2) поступает на вход осевого клапана. В исходном состоянии манжета его плотно прижата к решеткам; пазы решеток перекрыты — клапан закрыт. Клапан закрыт и в состоянии, когда есть равенство давления над и под манжетой. Под воздействием давления газа манжета деформируется, отжимается от решеток, клапан открывается и газ поступает на выход. Часть газа со входа поступает по каналу решетки, корпуса в распределитель, где протекает через фильтр и дроссель, а затем поступает на вход регулятора РДС-ПС (пилота) и в пространство над манжетой. Пилотный регулятор, в зависимости от установки винта регулирования и величины выходного давления, уменьшает или увеличивает расход газа. С выхода пилотного регулятора газ вновь поступает в распределительный блок, а затем по каналам корпуса и решетки — на выход клапана. Совместное действие дросселя распределительного блока и пилотного регулятора приводит к изменению управляющего давления в пространстве над манжетой. Входное и управляющее давления совместно действуют на эластичный затвор с разных сторон. Разность этих давлений вызывает увеличение или уменьшение зазора между манжетой и решетками, что изменяет пропускную способность регулятора. При изменении давления газа на выходе клапана это изменение передается в камеру пилотного регулятора по линии обратной связи, что также противодействует усилию задающей пружины в пилоте и в конечном итоге влияет на манжету клапана, изменяя давление на выходе. Если давление на выходе клапана увеличивается, то давление на входе в пилотный регулятор и в пространстве над манжетой увеличивается, манжета прижимается к решеткам, уменьшает проходное сечение клапана. Расход газа через клапан уменьшается, в результате чего давление на выходе уменьшается и возвращается к исходному. Уменьшение давления на входе клапана и, следовательно, под манжетой приводит к уменьшению проходного сечения клапана, уменьшению расхода и, следовательно, падению давления на выходе, что, в свою очередь, изменяет режим в пилотном регуляторе и уменьшает давление над манжетой, а следовательно, стабилизирует давление на выходе клапана.
Установка требуемого давления осуществляется путем изменения затяжки пружины винтом регулирующего узла пилота.